Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда.
Информация о материально-техническом обеспечении и оснащенности образовательного процесса
Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в МБДОУ детского сада № 21
(наличие оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья)
Детский сад располагает полноценной материально-технической базой для реализации Образовательной программы ДОУ в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом и примерным перечнем игрового оборудования для учебно-материального обеспечения дошкольных образовательных учреждений. Имеется в полном объеме игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, учебно-методические комплекты, расходные материалы и технические средства.
Наличие оборудованных учебных кабинетов | Паспорт-музыкального-зала |
Наличие оборудованных объектов для проведения практических занятий | Объекты для проведения практических занятий с воспитанниками |
Наличие оборудованной библиотеки | Библиотека как структурная единица в ДОУ отсутствует. Библиотечный фонд для обеспечения методической работы, организации и проведения образовательного процесса находится в методическом кабинете. Время для работы с библиотечным фондом: ежедневно с 13.00 до 15.00 |
Наличие оборудованных объекты спорта | Объекты спорта для воспитанников |
Наличие оборудованных средств обучения и воспитания | Информация о средствах обучения и воспитания |
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям | Детский сад подключен к сети Интернет — 4 точки
Тип подключения – оптическое волокно Наличие Wi-Fi — да Организована работа электронной почты ДОУ detskisad21@yandex.ru Доступ к информационным системам и информационно телекоммуникативным сетям |
Условия охраны здоровья обучающихся (в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья) | Организация охраны жизни и здоровья воспитанников МБДОУ детского сада |
Информация об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе: о собственных электронных образовательных и информационных ресурсах (при наличии); |
ЭОР в образовательном процессе ДОУ
Информация об электронных образовательных ресурсах для обучающихся Интерактивное оборудование в детском саду Открытое занятие по познавательному развитию детей в средней группе Открытое занятие по ФЭМП в старшей группе Тематическое занятие по безопасности в подготовительной группе |
Информация о наличии (количестве) жилых помещений в общежитии, интернате, формировании платы за проживание в общежитии : | Общежитий и интернатов нет. |
Специальные условия для получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
Обеспечении доступа в здания образовательной организации, в том числе в общежитие, интернат, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В соответствии с Паспортом доступности МБДОУ детского сада № 21 определены зоны и объекты доступности всех категорий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями
Конструктивные особенности зданий не предусматривают наличие подъемников, других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Тифлотехника, тактильные плитки, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений, приспособления для туалета/душа, кровати и матрасы специализированного назначения в образовательной организации отсутствуют.
Наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
Не имеется
«Доступность — это не только сооружение пандусов, специальных лифтов, приспособление дорог и общественного транспорта. Не меньшую роль призвана играть и настройка под нужды инвалидов правил работы наших социальных, информационных и прочих служб»
В.В. Путин.
В соответствии с нормативно — правовыми документами РФ к маломобильным группам населения относятся:
Инвалиды с поражением опорно-двигательного аппарата (включая инвалидов, использующих кресла-коляски)
Инвалиды с нарушением зрения и слуха
Лица преклонного возраста (60 лет и старше)
Временно нетрудоспособные
Беременные женщины
Люди с детскими колясками
Дети дошкольного возраста.
Безбарьерная (доступная) среда — это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни.
Одной из важных задач Программы является создание необходимых условий для безбарьерной среды, дружелюбной окружающей среды, благодаря которым возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция инвалидов в общество. Критерием оценки такой политики является доступность для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, а также доступность информации и каналов коммуникации.
Реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики. В России началась реализация Программы по созданию безбарьерной (доступной) среды для инвалидов и маломобильных групп населения.
В современном обществе создание доступности образовательного пространства — приоритетная задача не только государственного, но и международного значения. В настоящее время государственная политика нашей страны направлена на поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Согласно образовательной политике Российской Федерации, «особое внимание требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов…»
Одним из приоритетных направлений государственной политики является политика создания условий для предоставления детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, с учетом особенностей их психофизического развития.
В современном образовании поставлена цель — обеспечить доступное и качественное образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Поэтому ДОУ принимают на себя обязательство выстроить образовательный процесс таким образом, чтобы дети с ОВЗ и дети-инвалиды были включены в него и могли обучаться совместно с другими детьми. Педагоги ДОУ должны научиться работать с разноуровневым контингентом детей, находящихся в одном информационном поле. В группе могут присутствовать здоровые дети и дети с ОВЗ, такие как: дети с ДЦП, слабовидящие, слабослышащие, дети с нарушением РАС и дети-инвалиды.
Значения условных обозначений категорий инвалидов:
Развивающая предметно – пространственная среда — это система материальных объектов деятельности детей, функционально моделирующая содержание духовного и физического развития самих детей. Поэтому педагоги должны уделять огромное внимание изменению, обогащению, улучшению развивающей среды для детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Предметная среда должна обеспечивать возможность педагогам эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровнем активности, но самое главное должна способствовать развитию самостоятельности и самодеятельности детей. Педагоги должны моделировать развивающую среду, исходя из возможностей воспитанников, учитывая индивидуальные особенности детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
Помимо этого, при организации развивающей предметно – пространственной среды учитываются:
закономерности психического развития,
показатели здоровья дошкольников,
психолого-физиологические особенности,
уровень общего развития,
коммуникативные особенности и речевое развитие,
эмоциональное благополучие.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО по созданию специальных условий обучения, воспитания и развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, при организации развивающей предметно-пространственной среде для детей с ОВЗ и детей-инвалидов необходимо учитывать следующие принципы:
1. Принцип развития — Взаимосвязь всех сторон личностного развития; целостность личностного развития; готовность личности к дальнейшему развитию.
2. Принцип природосообразности воспитания — Соответствие педагогического влияния биологической и социальной природе ребенка с ОВЗ; понимание сложности внутренней природы ребенка, выраженности отклонения в его развитии.
3. Принцип психологической комфортности — Создание благоприятного микроклимата общения, стимулирующего активность дошкольника с ОВЗ; обеспечение воспитаннику положительного «эмоционального самочувствия».
4. Принцип взаимодействия — Установление глубоких личностных отношений между участниками педагогического процесса (педагоги, дети, родители); воспитатель как равноправный партнер и сотрудник в процессе взаимодействия.
5. Принцип доверительного сотрудничества — Отсутствие давления на ребенка, доминантности во взаимодействии с ребенком: открытость, искренность в сотрудничестве.
6. Принцип обучения деятельности — Обучение умению ставить цели и реализовывать их, в дальнейшем формирование готовности к самостоятельному познанию у детей.
7. Принцип здоровьесберегающий — Забота о душевном состоянии ребенка, его психологическом и физическом благополучии; обеспечение психологического комфорта; устранение стрессогенных факторов, факторов, влияющих негативно на соматическое и психическое здоровье ребенка.
Нормативно-правовое обеспечение:
Государственная программа «Доступная среда»
ДОКЛАДЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ХОДЕ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНВЕНЦИИ О ПРАВАХ ИНВАЛИДОВ
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Государственная программа Ростовской области «Доступная среда»
Согласно образовательной политике Российской Федерации, «особое внимание требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов…»
В современном обществе создание доступности образовательного пространства — приоритетная задача не только государственного, но и международного значения. В настоящее время государственная политика нашей страны направлена на поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Согласно образовательной политике Российской Федерации, «особое внимание требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов…»
Одним из приоритетных направлений государственной политики является политика создания условий для предоставления детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, с учетом особенностей их психофизического развития.
Обеспечение доступа в здания образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В целях обеспечения доступности для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в детском саду созданы следующие условия:
- при входе на территорию учреждения размещена кнопка вызова сотрудника учреждения для людей, ограниченных в движении;
- у входной двери размещена информационная мнемосхема (тактильная схема движения, отображающая расположение помещений в здании детского сада);
- назначены ответственные лица по обеспечению условий доступности для инвалидов в образовательном учреждении;
- проведено инструктирование сотрудников по вопросам, связанным с обеспечением доступности для инвалидов в образовательном учреждении.
- Здание оснащено системой противопожарной сигнализации и табло «Выход».
Официальной парковки вблизи учреждения нет.
Технологический порядок обеспечения доступа инвалидов в здание детского сада
Для получения информации об образовательных услугах инвалид-колясочник может действовать по следующему алгоритму:
1) Посетитель, либо сопровождающее его лицо, осуществляет звонок по номеру телефона, размещенному на информационной табличке на двери здания и на сайте учреждения, заранее, либо в момент своего прибытия, сообщает о необходимости сопровождения, указав место где (автобусная остановка, автостоянка, вход в учреждение и т.д.) его необходимо встретить ответственному за оказание помощи в преодолении барьеров инвалидам-колясочникам (далее – ответственное лицо). 2) Если посетитель находится у входа в здание учреждения, то в течение 5 минут его встречает ответственное лицо и сопровождает его в приемный кабинет. (При заблаговременном предупреждении о своем прибытии время ожидания отсутствует.)
3)Если посетитель находится в ином месте прибытия, то в течение 10 минут (или сразу, при заблаговременном предупреждении о прибытии) ответственное лицо встречает его и сопровождает в учреждение к месту оказания услуги.
4) Ответственное лицо по просьбе посетителя сопровождает его в санитарно-гигиеническое помещение.
5) После получения услуги ответственное лицо провожает посетителя по его желанию до выхода из учреждения, автостоянки, автобусной остановки либо иного места в радиусе 50 метров от учреждения.
Официальный сайт адаптирован для слабовидящих людей.
Предоставление услуг на объекте (МБДОУ детский сад № 21):
Паспорт-доступности-объекта-социальной-инфраструктуры-ОСИ_
Наличие оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Информация о специально оборудованных учебных кабинетах:
Специально оборудованные учебные кабинеты отсутствуют.
Информация об объектах для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
Дети-инвалиды и лица с ОВЗ могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях, в том числе с имеющимся в ДОУ оборудованием.
Информация о библиотеке(ах), приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
Специально оборудованного помещения для размещения библиотечного фонда не предусмотрено. Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, отсутствуют.
Информация об объектах спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
В детском саду созданы все условия для полноценной двигательной деятельности детей, формирования основных двигательных умений и навыков, повышения функциональных возможностей детского организма, развития физических качеств и способностей. Для этого в детском саду имеется физкультурно — музыкальный зал, в котором проводятся утренняя гимнастика, НОД, досуги, праздники, утренники и развлечения.
В зале имеется стандартное и нестандартное оборудование и спортивный инвентарь, необходимые для ведения физкультурно-оздоровительной работы.
Оборудование и инвентарь соответствует правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям гигиены и эстетики, СП. Размеры и конструкции оборудования и пособий отвечают анатомо — физиологическим особенностям детей, их возрасту.Зал оснащен современным оборудованием.
Информация о средствах обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.
Средства обучения подразделяются на следующие виды:
- печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочии тетради, раздаточный материал и т.д.)
- аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях).
- наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски).
- демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели демонстрационные).
- спортивное оборудование (гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т. д.).
Информация об обеспечении беспрепятственного доступа в здания образовательной организации:
На основании «Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» (Приказ Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309) объект – МБДОУ детский сад №21 является частично (условно) доступным: конструктивные особенности здания учреждения не предусматривают наличие подъемников, поручней внутри помещений, приспособлений для туалета/душа, кроватей и матрасов специализированного назначения, а также иные приспособления, обеспечивающие доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в образовательной организации. В здание образовательной организации обеспечен доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья при помощи кнопки вызова, находящейся в зоне доступа и расположенной у входной калитки на территорию здания. Учреждение оснащено тактильными информационными табличками, на каждом лестничном марше по краю первой и последней ступени на всю ширину выполнены контрастные полосы ярко – желтого цвета, на внешние двери наклеены предупреждающие круги (желтые двухсторонние D-200 см). При необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо. Официальный сайт ДОО имеет версию для слабовидящих людей.
Информация о специальных условиях питания:
Питание соответствует требуемым санитарным нормам и правилам СП СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»: сбалансированное четырехразовое питание (завтрак, второй завтрак, обед и горячий полдник). Создание отдельного меню для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья не осуществляется.
Информация о специальных условиях охраны здоровья:
В ДОУ создаются условия охраны здоровья воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. В детском саду используются здоровьесберегающие технологии, направленных на полноценное физическое развитие детей, их оздоровление, профилактику заболеваний, коррекцию отклонений в здоровье, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ.
В образовательном учреждении с целью охраны здоровья воспитанников проводятся следующее мероприятия:
- проведение профилактических осмотров;
- мероприятия по обеспечению адаптации в образовательном учреждении;
- осуществление систематического контроля за физическим развитием воспитанников и уровнем их заболеваемости;
- обеспечение контроля за санитарно-гигиеническим состоянием образовательного учреждения;
- осуществление контроля за физическим, гигиеническим воспитанием детей, проведением закаливающих мероприятий;
- осуществление контроля за выполнением санитарных норм и правил.
Состояние и содержание территории, здания, помещений соответствует требованиям действующих санитарно-эпидемиологических правил (СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»).
Информация о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
Самостоятельный доступ воспитанников, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям не предусмотрен.
Информация об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
Самостоятельный доступ воспитанников, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, к электронным образовательным ресурсам (ЭОР) не предусмотрен.
Информация о наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования:
В нашем детском саду имеются технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
- интерактивные доски в каждой группе;
- переносной интерактивный пол;
- песочные столы;
- «Логомер » — цифровой образовательный интерактивный логопедический
стол (программно-дидактический комплекс). - мультимедийная установка (проектор, экран, ноутбуки);
- музыкальный центр (музыкально- спортивны зал );
- магнитофон (в каждой возрастной группе).
Информация о наличии условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат:
Общежитий и интернатов нет.
Информация о количестве жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
Жилые помещения в общежитии и интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, отсутствуют.
В детском саду функционируют группы общеразвивающей направленности и 2 группы для детей с тяжелым нарушением речи.
Для всех обучающихся созданы вариативные формы получения дошкольного образования — созданы группы различной направленности, в том числе:
- общеразвивающей направленности;
- компенсирующей направленности для детей с нарушением речи
С воспитанниками работают специалисты:
учитель — логопед Крутова Анастасия Сергеевна,
учитель -логопед Зерниченко Анастасия Александровна,
учитель -дефектолог Ангельчива Мария Михайловна;
музыкальный руководитель —Богданченко Татьяна Викторовна .
В нашем детском саду реализуются следующие программы:
Образовательная программа дошкольного образования и Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для воспитанников с тяжелыми нарушениями речи
О предоставлении адекватных условий получения дошкольного образования Вы можете задать вопрос заведующему детским садом Нечаевой Наталье Александровне
Email: detskisad21@yandex.ru Телефон:8 (863 5) 24-24-76
Адрес сайта детского сада: http://мбдоу21.рф
Уважаемые родители, для получения места в детских садах, где функционируют группы компенсирующей направленности, Вам необходимо представить рекомендации МПМПК с рекомендациями для педагогов
Для получения данного заключения вам необходимо ознакомиться с порядком работы МПМПК
Муниципальное бюджетное учреждение, осуществляющее обучение, «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Диалог» г.Новочеркасска https://dialog.rostovschool.ru/sveden/common
В образовательной системе города Новочеркасска с 2012 года функционирует постоянно действующая муниципальная психолого-медико-педагогическая комиссия (далее — МПМПК комиссия).
Деятельность МПМПК комиссии организуется в соответствии с Положением о психолого-медико-педагогической комиссии, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 №1082.
Контактные данные:
Фактический адрес: г. Новочеркасск, ул. Молодежная 57/8
Контактный телефон: 29-60-12
В качестве основной цели деятельности комиссии Положением определено своевременное выявление детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного психолого-медико-педагогического обследования (далее – обследование) и подготовка по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждение, уточнение или изменение ранее данных рекомендаций.
В связи с вступлением в действие с 01 сентября 2013 года Закона об образовании в Российской Федерации и введением новых в образовании понятий (статья 2 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ): «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья», «инклюзивное образование», «адаптированная образовательная программа», а также необходимости решения задачи обеспечения равного доступа к образованию для всех обучающихся с учётом особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (инклюзивное образование), в деятельности комиссии появились новые задачи:
подтверждение статуса «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья» (п.14 ст.2) и определение спектра специальных условий, необходимых обучающемуся с ОВЗ для получения образования (в соответствии со статьей 79 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ);
деятельность по психолого-педагогическому сопровождению инклюзивного образования в образовательных учреждениях города, вытекающая из понимания особых образовательных потребностей обучающегося с ОВЗ, а также совместная деятельность с психолого-медико-педагогическими консилиумами образовательных учреждений по психолого-педагогическому сопровождению детей с ОВЗ в образовательном учреждении с целью создания адекватных условий получения ими образования;
содействие учреждениям медико-социальной экспертизы в разработке индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида (в соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 декабря 2013 г. №723 «Об организации работы по межведомственному взаимодействию федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы с психолого-медико-педагогическими комиссиями»).
Информация для родителей, для прохождения процедуры ПМПК
РОДИТЕЛЯМ ВАЖНО ЗНАТЬ!
Детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам государство обеспечивает (в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида):
дошкольное воспитание;
внешкольное воспитание и образование;
среднее общее образование;
среднее профессиональное образование;
высшее профессиональное образование.
Им предоставляется возможность посещать детские дошкольные учреждения общего типа, если же состояние их здоровья это исключает, они направляются в специальные дошкольные учреждения.
Если ребенок-инвалид не может посещать специальное общеобразовательное учреждение, его обучают на дому по полной общеобразовательной или индивидуальной программе. Основанием для этого является заключение лечебно-профилактического учреждения.
Обучением ребенка на дому занимается ближайшее к его месту жительства образовательное учреждение, которое бесплатно предоставляет учебники, учебную, справочную и другую литературу, обеспечивает специалистами из числа педагогических работников, оказывает методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ, осуществляет промежуточную и итоговую аттестацию, выдает прошедшим итоговую аттестацию документ государственного образца о соответствующем образовании.
Родители (законные представители) могут при домашнем обучении дополнительно приглашать педагогических работников из других образовательных учреждений.